Цепочка навигации: Главная страница » Монастыри » Спасский Мужской Монастырь в Муроме (Владимирская Обл)

Спасский Мужской Монастырь в Муроме (Владимирская Обл)

Спасский мужской монастырь в Муроме 

Православный Спасский мужской монастырь в Муроме (Владимирская область) – одна из древнейших русских обителей. Располагается на левом берегу реки Оки. Адрес: Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, 1.

Другие названия

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме.

Дата основания

Точное время появления Монастыря неизвестно. Предположительно он возник на рубеже X-XI веков. (?) Хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Основатель

Глеб Владимирович – Князь Муромский (1013—1015), сын великого киевского князя Владимира Святого. Его мать — царевна Анна или неизвестная «болгарыня» (возможно, из волжских болгар).

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Первые упоминания о Монастыре

  • Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России. Он фигурирует и в «Повести временных лет» под 1096 годом. Упоминание содержит связь с «муромским походом» черниговского князя Олега Святославовича. В этом походе погиб под стенами Мурома князь Изяслав Владимирович.
  • Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича относится второе упоминание Спасского монастыря. Автор «Повести временных лет» датирует это упоминание 19 январём 1175 года. Обитель упоминается как место погребения князя.
  • В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода. Упоминание содержит связь с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого. Перед смертью тот принял иноческий постриг в Спасском монастыре. Отметим, что в то время это была единственная мужская обитель в Муроме.

Появление каменных храмов Монастыря

В середине XVI века Ивана IV Грозный совершил успешный поход на Казань. После похода в Муроме по приказу царя соорудили несколько каменных храмов. В их числе был и главный собор Спасо-Преображенского монастыря.
Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов. Тех из них, которые идут от Успенского собора Московского Кремля. Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты. Всё это соответствует торжественному монастырскому храму.

Расцвет Спасского монастыря

Начало экономического расцвета Спасского монастыря приходится на годы правления царя Ивана Грозного. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево». Это подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома.

Монастырь в Смутные Времена

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского. Во время этого нашествия пострадал и Спасский монастырь.

Обитель в период церковных реформ

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям. Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении. Также он послал челобитную царю Алексею Михайловичу. В челобитной указал на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне. Отдельно сообщил, некоторые, оправдываясь, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». Церковные иерархи, в частности архиепископ Рязанский и Муромский Иларион, в ответ жёстко отреагировали. В 1662 году архимандрита Антония отстранили от управления монастырем. В феврале 1666 года его вызвали на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрита Антония сослали в Кирилло-Белозерский монастырь.

Постройка настоятельского корпуса

В 1680-е годы в монастырь сделал крупные пожертвования митрополит Сарский и Подонский Варсонофий (Чертков). (Тот происходил из династии муромских купцов). На его средства в монастыре построили двухэтажный настоятельский корпус. Начали реконструкцию обветшавшего Покровского трапезного храма.

Открытие в Монастыре школы

В 1720-х годах монастырь приписали к рязанскому Архиерейскому дому. А на монастырской территории открыли первое в городе учебное заведение — школу для обучения священнических детей.

В последующие времена

  • В 1765 году в Спасский монастырь перевели братию из упразднённого Борисоглебского монастыря.
  • В обители появлялся и преподобный Серафим Саровский. Он посещал старца Антония Грошевника.
  • Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии. Храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было.
  • На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества.

Появление братского корпуса

В 1891 году на территории обители возвели каменный трёхэтажный братский корпус. На правах настоятеля в нём в разное время размещались муромские викарные епископы. Среди них: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса освятили домовую церковь в честь священномучеников Херсонесских.

Закрытие монастыря

Вскоре после революционных событий 1917 года новые светские власти Монастырь закрыли. Поводом к закрытию стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании. Восстание произошло в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавлял его полковник Николай Сахаров.
Несмотря на это в 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм. На монастырском кладбище совершали погребения гражданских лиц.
В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея. Но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично — отделение НКВД. В это же время начали уничтожать монастырский некрополь. Доступ на территорию Монастыря гражданских лиц прекратили. На долгие годы Монастырь прекратил свою религиозную миссию.

Возрождение монастыря

  • Наконец наступили новые времена. В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление. Вторым адресатом был председатель Муромского горисполкома Жуков В.И. В письме выражалась поддержка передачи Спасского монастыря верующим Русской Православной Церкви. За возрождение обители выступил и академик Дмитрий Лихачёв. В октябре 1990 года он направил соответствующее письмо патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
  • Весной 1995 года воинская часть 22165, расквартированная в Монастыре, покинула монастырские помещения. Наместником возрождающейся обители назначили иеромонаха Кирилла (Епифанова).
  • В июне 1995 года Священный синод Русской православной церкви благословил открытие монастыря. Как вспоминал иеромонах Кирилл (Епифанов): «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесли кровлю. Казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…». Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница». Понемногу собиралась братия. Появлялись благотворители и знающие помощники. Обитель быстро стала подниматься из руин.

Реставрация Монастыря

  • В 2000—2009 годах монастырь капитально отреставрировали при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.
  • 22 июня 2005 года на территории монастыря освятили часовню Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Архитектурный ансамбль

Ныне в составе ансамбля Спасского монастыря значатся пять объектов:

  • Собор Спаса Преображения 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный.
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г.
  • Настоятельский корпус 1687 г.
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.
  • Братский корпус 1890 г.

Все указанные объекты находятся в Списке памятников архитектуры, подлежащих государственной охране, как памятники государственного значения.

Статус Монастыря

Ныне Спасский мужской монастырь – действующая православная обитель. Архитектурный ансамбль монастыря является объектом культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. Находится под охраной государства.

ФОТО – Спасский мужской монастырь в Муроме

Справка

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.