Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома)
Древний православный Троицкий Ипатьевский мужской монастырь — действующая православная обитель. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1. Монастырь сыграл заметную роль в событиях Смутного времени. По наименованию Монастыря назвали найденную там Ипатьевская летопись. Данная обитель — «Родовое гнездо трёх царских династий».
Время основания Монастыря
Вторая четверть XIV века.
Архитекторы
- 1642-1645: Кузнец А.А. – строительство по собств. проекту (ограда).
- 1862: Рихтер Ф.Ф. – реставрация.
- 1970-е-1980-е годы: Тороп К.Г. — реставрация.
- 1990-е: Васильев Л.С. – реставрация.
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Первое упоминание и расположение Монастыря
Троицкий Ипатьевский мужской монастырь впервые упоминается в летописи в 1432 году. Но основали его, по всей видимости, гораздо раньше. Монастырь появился на правом берегу реки Костромы, недалеко от впадения ее в реку Волгу. Место основания обители находилось в 1/2 верстах от Костромы с западной стороны. О первоначальном облике монастыря сведений не сохранилось. Скорее всего, в нём были церковь, крепостные стены для защиты. Несомненно, были в обители и деревянные монашеские кельи, различные хозяйственные постройки.
Состав обители
Ныне территория Монастыря состоит из двух частей, которые именуют: Старый и Новый город. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор. Рядом с Собором стоит звонница. В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области свезли памятники деревянного зодчества. После чего здесь создали музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, ещё в старину принадлежавшая монастырю. Там сохранилась пятиглавая Церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).
Кто основал Монастырь
Достоверных сведений на этот счёт нет. Существует несколько версий. Согласно преданию, монастырь основал около 1330 года родоначальник рода Годуновых и Сабуровых татарский мурза Чет. Он бежал из Золотой Орды к князю Ивану Калите. Принял в Москве и крещение под именем Захария.
По другой версии, монастырь основал князь Василий Ярославич, брат Александра Невского. Он стал великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.
По третьей версии, монастырь основали новгородцы. Святой Ипатий почитался в Новгороде. Он был покровителем посадников. А река Кострома издавна служила одним из путей продвижения новгородцев на Волгу.
Монастырь и боярский род Годуновых
После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых. Это род возвысился в середине XVI века. С этого времени сведения о монастыре становятся более полными. Бояре Годуновы считали Захарию (Чета) их родоначальником. Впрочем, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины). Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. (Кти́тор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря. Или — на его украшение иконами, фресками…). На территории монастыря находится усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода. Среди них — могилы отца и матери Бориса Годунова.
Бурное развитие Ипатьевского монастыря
Во времена бояр Годуновых Монастырь стал бурно развиваться. Только с 1586 по 1591 гг. обитель получила от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо. К 1600 году обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 сёлами.
Дальнейшее развитие Монастыря
На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря возвели каменные стены. Стены имели шесть башен. Заложили Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского.
В 1564 году завершили строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возвели храм. Его посвятили священномученикам Феодору Стратилату и Ирине. Оба они — небесные покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны. Заметим, что Ирина Фёдоровна — сестра Бориса Годунова. Соорудили каменные звонницу, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме того, Годуновы пожертвовали Монастырю много церковных книг и утвари. При Монастыре создали мастерскую живописи и большую библиотеку книг и рукописей.
Особая значимость Ипатьевского монастыря
Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь приобрёл особую значимость. Как в политической, так и в духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой». А настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году пожаловали сан архимандрита. Всё это подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.
Монастырь в Смутное время
В годы Смуты монастырь пережил период упадка. В связи со Смутой царь Василий Шуйский обратился в Монастырь за финансовой помощью. Средства необходимы были для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором. Однако архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений повели себя неожиданно. В октябре 1608 года они отправились в Тушино. Там они принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.
Осада Ипатьевского монастыря
В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Тем не менее взять её сразу не удалось. Монастырь представлял собой сильную крепость. Её окружали мощные каменные стены, на которых стояли 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского. Во главе войска стоял мангазейский воевода Давыд Жеребцов. Осаду обители продолжили. В мае того же года Александр Лисовский, снял часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры. Он попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Войско Жеребцова захватило Монастырь лишь в сентябре 1609 года (по другим данным, раньше).
Призвание на престол Михаила Романова
В кельях Монастыря с осени 1612 года жил юный Михаил Романов с матерью — монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в Монастырь прибыло посольство Земского собора. Возглавлял посольство архиепископ рязанский Феодорит. В состав посольства входили также келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Шереметев. Они объявили об избрании 16-летнего Михаила царём. 14 марта в Троицком соборе Монастыря состоялся торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. Это событие положило конец Смутному времени.
Колыбель династии Романовых
Царская династия Романовых началась торжественным обрядом призвания на царство Михаила Романова в Ипатьевском монастыре. А завершилась трагически — расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).
При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение. История родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых. И те и другие были щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель. Причём, не только посетить, но и сделать щедрые вклады.
Постройка Нового города
По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены отстроили Новый город. Его обнесли высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями. Двумя – угловые (наугольными) башнями и одной — надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» — по цвету черепичной крыши). Её венчал восьмигранный каменный шатёр. Башню эту заложили в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход. Он провожал Михаила Фёдоровича Романова в Москву после его избрания на царство.
Разрушение и восстановление Троицкого собора
В 1649 году взрыв порохового погреба основательно разрушил Троицкий собор. Он практически ничего не оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный Собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году Собор расписала артель мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века. Они уникальны по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.
Устройство Екатерининских ворот Монастыря
В 1767 году к приезду императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены устроили ворота. Назвали их Екатерининскими и стали они основным входом в Монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформили триумфальными арками. На внешнем фасаде разместили лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украсили фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».
Установка памятной колонны
В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади поставили памятную колонну. Сооружение установили в память о знаменитых событиях и лицах, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Масштабная реконструкция Монастыря в XIX веке
В 1837—1863 годах под руководством известного архитектора Константина Тона провели масштабную реконструкция Монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы возвели так называемый «обруб» — плотинное сооружение. Оно защищало монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. Тон заново оформил фасад монастыря. Спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы). Составил также проект пятиглавого в византийско-русском стиле храма Рождества Пресвятой Богородицы (уничтоженный в 1934 году). Последний соединялся с Троицким собором. Тогда же надстроили Романовские палаты. Возвели «царскую лестницу» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписали «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовыми печами, выполненными по проекту Фёдора Рихтера. В 1867 году Фёдор Верховцев выполнил новую ризу с окладом для Тихвинской иконы Божией Матери.
Монастырь к трёхсотлетию дома Романовых
В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея император побывал в нескольких знаковых городах, в том числе в Костроме. Здесь Николай II посетил монастырь. Он жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.
В послереволюционное время
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь упразднили, а его материальные ценности национализировали. Большая часть монастырской ризницы комиссии Гохрана вывезли в Москву. Остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки приспособили для проживания рабочих костромских текстильных предприятий. Тут же разместили детский приют и военные казармы. На монастырской территории устроили стадион и танцплощадку. Во время массового уничтожения храмов в 1934 году разрушили и храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Монастырь в последующие годы
В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создали Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
Появление Музея деревянного зодчества
В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря пополнился музейными экспонатами. Сюда перевезли Спасо-Преображенскую церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (из деревни Ведёрки). Они и стали первыми экспонатами нового Музея деревянного зодчества. В конце 1960-х годах музейный комплекс существенно расширился. Его территория выросла на участке к югу от монастыря. Она находилась на мысе, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль берега речки Игуменки монастырские сооружения и жилые дома являются стержнем композиции музейного комплекса.
Троицкий Ипатьевский мужской монастырь и кино
В 1980-е годы вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно увидеть в работах известных режиссёров. К примеру, в фильме «Жестокий романс» Эльдара Рязанова или в фильме «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году появился автопешеходный мост через реку Кострому. Он соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.
Современная жизнь Монастыря
23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение. Вскоре, в 1991 году, зарегистрировали Свято-Троицкую Ипатьевскую монашескую общину. В 1993 году в пользование монашеской общины передали территорию Нового города. В сентябре 2002 года сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города. Это была церковь Спаса Преображения, 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи. Пожар возник в результате халатности насельников.
Передача всего комплекса Монастыря верующим
С декабря 2004 года весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители федеральные власти передали Костромской епархии. Такое решение приняли во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 20.12.2003 года.
Посещение Монастыря Президентами России
Троицкий Ипатьевский мужской монастырь посещали все Президенты Российской Федерации в период исполнения ими своих полномочий:
- 19 июня 1998 года — президент Борис Ельцин.
- 24 марта 2005 года — президент Владимир Путин.
- 15 мая 2008 года — президент Дмитрий Медведев.
Новый город и Старый город
Новый город является братской территорией, закрытой для посторонних. Старый город с Троицким собором является территорией Церковного историко-археологического музея. Вход в него платный. Прихожане в приличествующей одежде могут бесплатно пройти в храмы во время совершения богослужений.
Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря
- Троицкий соборный храм (1650—1652).
- Восстановленный Богородицкий собор (2010-2015).
- Звонница (1603—1605).
- Архиерейский корпус (XVIII век) со Святыми воротами.
- Надвратная церковь великомучеников Хрисанфа и Дарии (середина XIX века).
- Палаты бояр Романовых (XVI век, их реконструировали в середине XIX века).
- Наместничий корпус (XVI век, их реконструировали в середине XIX века).
- Братский корпус (XVIII век).
- Кельи над погребами (XVI—XVIII века).
- Трапезный корпус (XVI—XVII века).
- Свечной корпус (XIX век).
- Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII века).
- Стены и башни Нового города (XVII век).
Восстановление Церкви Рождества Пресвятой Богородицы
В 2008 году Президент России Дмитрий Медведев посетил Монастырь. В ходе посещения он дал поручение восстановить церковь Рождества Пресвятой Богородицы в первозданном виде. К началу 2015 года закончили основные строительные работы. 19 июля 2015 года патриарх Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма.
Главный храм обители
Троицкий соборный храм (1650—1652).
Святыни
- Чудотворная Тихвинская Ипатьевская икона Божией Матери (почитается местно).
- Мощевик с частицей Ризы Господней.
- Икона с частицей мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
- часть главы блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого.
- камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома (места убийства святых Царственных страстотерпцев в 1918 году).
Статус Монастыря
Ныне это действующий православный мужской монастырь. Объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. В 1958 году Троицкий собор Монастыря получил статус памятника архитектуры государственного значения. Монастырь находится под охраной государства.
ФОТО – Троицкий Ипатьевский Мужской Монастырь (Кострома)
Справка
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.