Цепочка навигации: Главная страница » Монастыри » Троице-Сергиева Лавра Часть-1 (Сергиев-Посад Моск. Обл)

Троице-Сергиева Лавра Часть-1 (Сергиев-Посад Моск. Обл)

Троице-Сергиева Лавра Часть-1 (Сергиев-Посад)

Запись Троице-Сергиева Лавра Часть-1 (Сергиев-Посад Моск. Обл) – первая публикация в блоге о данной православной святыне. Троице-Сергиева лавра (она же — Свято-Троицкая Сергиева лавра) — крупнейший мужской монастырь Русской Православной Церкви. Обитель с многовековой историей. Находится в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра.

Другое название

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде.

Дата основания

1337 год. По другие данным – 1340 год.

Основатель Монастыря

Сергий Радонежский.

Первое упоминание о Монастыре

1337 (1340) год.

Архитекторы

1741-1743: Мичурин И.Ф. — (колокольня).
1741-1770: Ухтомский Д.В. — (колокольня).
1740-1741: Шумахер И.Я. — (колокольня).
1743-1770: Жуков И.И. — (колокольня).
1770-1770: Шедель И.Г.
1781: Яковлев И.Я. — (монастырский корпус(корпуса)).
1816: Соколов Ф.К. – перестройка (монастырский корпус(корпуса)).
1913-1914: Демидов С.В. – реставрация.
1937-1950: Трофимов И.В. – реставрация.
1950-1998: Балдин В.И. – реставрация.
1988: Щукин А.Б. – реставрация (монастырский корпус(корпуса)).
1990-е: Докучаев Д.А. – реставрация.
1993-1994: Митрофанов В.П. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
1993-1994: Митрофанова Л.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
2013-2014: Сарабьянов В.Д. – реставрация.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Епархия

Патриаршая ставропигия.

Краткое описание Лавры

Монастырь основал преподобный Сергий Радонежский. Широко известен, как один из самых почитаемых русских святых. Видный церковный и государственный деятель 2-й половины XIV века. Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде — одна из главных святынь Русской Православной Церкви. Один из крупных центров паломничества. Один из центров введения в русских монастырях общежитийного устава. Важнейший культурный центр. В XV-XVIII вв. — основное место государевых богомолий. Богатейший по вкладам и земельным владениям монастырь империи. В 1608-1610 Монастырь успешно вынес осаду польских интервентов. Статус лавры получил в 1744 году.

Обустройство и судьба обители

Каменную стену с башнями выстроили в 1540-1550 годах. Реконструировали в середине XVII века. Позже заново выстроили часть башен. Большую часть келейных корпусов построили в XVII веке, позже их перестроили. Отдельно стоящая огромная многоярусная колокольня — замечательный образец стиля барокко. Соорудили её в 1740-1770 годах. В 1814-1918 гг. на территории лавры функционировала Московская Духовная Академия. После революционных событий 1917 года в 1919 году светские власти Лавру закрыли. В зданиях разместили музей, часть из них использовали под жилье. На части территории Лавру восстановили в 1946 году, вновь открыли Духовную Академию. В 1990-е годы территорию полностью возвратили Лавре, однако музейные экспозиции сохранили.

Предыстория

Датой основания Свято-Троицкой пустыни считают поселение преподобного Сергия на холме Маковец. Произошло это в 1337 году в 70 км к северо-востоку от Москвы. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного Сергия на Маковец пришли новые насельники. После чего пустынь превратилась в особножительный монастырь. Некоторые историки считают, что это произошло в начале 1340-х годов, более точно — в 1342 году. Спустя 10—15 лет (20—30 лет) в монастыре Сергий ввёл общежительный устав.

Монастырь в Средние века

В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси. Он был опорой власти и народа. Согласно принятой историографии, принимал участие в борьбе против монголо-татарского ига. Противодействовал сторонникам правительств Лжедмитрия II, Лжедмитрия III, Семибоярщины. Активно сражался с польско-литовским войскам в Смутное время (Троицкая осада, Второе ополчение). Поддержал Петра I в противостоянии царевне Софье.

Изменение статуса Монастыря

С 1688 года Монастырь получил статус ставропигиального. 8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоили статус и наименование лавры. 22 июня 1744 года последовал указ Святейшего синода архимандриту Арсению (Могилянскому). Указ предписывал впредь именовать Троице-Сергиев монастырь лаврою. Лавру закрыли 20 апреля 1920 года. На основании декрета Совета народных комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Деятельность данного духовно-религиозного учреждения возобновили лишь весной 1946 года.

История монастыря до 1744 года

Монастырь при Сергии Радонежском

У истоков основания Монастыря стояли два брата. Варфоломей (Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря. В 1337 году они вместе поселились на холме Маковец. Это событие считается датой основания Троице-Сергиевой пустыни. Игуменом монастыря поначалу был Митрофан. Он подстриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.
Троицкий монастырь при Сергии Радонежском стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем. В начале сентябре 1380 года произошла Куликовская битва. 8 сентября во время Куликовской битвы на поле боя вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря. Это были иноки Пересвет и Ослябя. Сделали это по благословению преподобного Сергия. В 1392 году преподобный Сергий преставился. Его похоронили в храме Святой Троицы. За полгода до своей кончины Сергий передал руководство Монастырём своему любимому ученику — Никону Радонежскому.

Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения

В 1408 году монастырь разграбили и сожгли войска правителя Золотой Орды Едигея. Но последующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составляли летописи, переписывали рукописи, писали иконы.

Сооружение каменного Троицкого собора

В 1422 году игумен Никон Радонежский заложил первое каменное сооружение монастыря. Закладку произвёл на месте деревянной церкви (которую перенесли восточнее). Новый храм стали именовать Троицким собором. Построили его силами сербских монахов из Косово. Они нашли прибежище в Монастыре после битвы на Косовом Поле. При строительстве Собора обрели мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Для иконостаса Собора Рублёв написал знаменитую рублёвскую «Троицу». Троицкий собор почитался московскими князьями. Здесь совершали молебны перед походами и по успешном окончании их. К примеру, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году. Иван IV (Грозный) совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году. «Крестоцелованием» здесь скрепляли договоры, совершали крещение наследников престола.

Сооружение каменной трапезной

Троицкий собор долгое время оставался единственным каменным сооружением монастыря. В 1469 году под руководством московского зодчего Василия Ермолина на центральной площади построили каменную трапезную. Это было двухэтажное здание. Оно состояло из двух палат. Одна — «малая трапеза отцов» (трапезная для братии) на первом этаже. Вторая — «царская палата» на втором этаже.

Строительство других каменных сооружений

В XVIII веке на месте трапезной построили современную колокольню. Близ трапезной по проекту Ермолина соорудили каменную поварню. В 1476 году около Троицкого собора псковские мастера была воздвигли Церковь Сошествия Святого Духа.

Монастырь и Иван IV Грозный

В 1530 году в Троицком соборе совершили таинство крещения долгожданного сына князя Василия III. Здесь крестили будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году молодой царь Иван IV с супругой отправились в Троицкий монастырь. Произошло это сразу после пышного празднования по случаю свадьбы. Шли сюда из Москвы пешком. В Монастыре провели неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия.

Участие Ивана Грозного в развитии Монастыря

Впоследствии царь часто бывал в Монастыре. Совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск. За время царствования Иван IV вложил в развитие Монастыря не менее 25 тысяч рублей. (Огромная по тем временам сумма!). При Иване Грозном осуществили перепланировку монастыря. Ещё с 1540-х годов вели возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров завершили. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах устроили запруды. С южной стороны выкопали большой пруд. Троицкий монастырь превратили в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии.

Строительство Успенского собора

В 1559 году в присутствии царя заложили новый большой собор, получившего название Успенского. Однако строительство храма растянулось на долгие годы. В 1564 году его прервал крупный пожар. Во время пожара выгорел весь Монастырь, трапезы и казны монастырские… Освятили вновь построенный Успенский собор уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году. Произошло это в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. В Успенском соборе устроили придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины. Оба они являлись тезоименитыми святыми царской четы. К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России. В его собственности насчитывали 2780 поселений. Монастырь вёл активную торговлю. Торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.

Статус Монастыря

Ныне это действующая православная лавра с многовековой историей. Имеет статус ставропигиального мужского монастыря, т.е. находящегося в непосредственном подчинении Патриарха Московского и Всея Руси. Крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Место нахождения Московской духовной академии. Объект культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.

ФОТО – Троице-Сергиева Лавра Часть-1 (Сергиев-Посад)

Справка

Данная публикация Троице-Сергиева Лавра Часть-1 – первая по счёту. Следующая публикация о данной обители — Троице-Сергиева Лавра Часть-2».

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.