Цепочка навигации: Главная страница » Монастыри » Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад Моск. Обл)

Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад Моск. Обл)

Содержание

Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад)

Запись «Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад Моск. обл) – вторая публикация в блоге о данной православной святыне. Троице-Сергиева лавра (она же — Свято-Троицкая Сергиева лавра) — крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви. Обитель с многовековой историей. Монастырь находится в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре. Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра.

Другое название

Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде.

Дата основания

1337 год. По другие данным – 1340 год.

Основатель Монастыря

Преподобный Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых. Видный церковный и государственный деятель 2-й половины XIV века.

Первое упоминание о Монастыре

1337 (1340) год.

Архитекторы

  • 1741-1743: Мичурин И.Ф. — (колокольня).
  • 1741-1770: Ухтомский Д.В. — (колокольня).
  • 1740-1741: Шумахер И.Я. — (колокольня).
  • 1743-1770: Жуков И.И. — (колокольня).
  • 1770-1770: Шедель И.Г.
  • 1781: Яковлев И.Я. — (монастырский корпус(корпуса)).
  • 1816: Соколов Ф.К. – перестройка (монастырский корпус(корпуса)).
  • 1913-1914: Демидов С.В. – реставрация.
  • 1937-1950: Трофимов И.В. – реставрация.
  • 1950-1998: Балдин В.И. – реставрация.
  • 1988: Щукин А.Б. – реставрация (монастырский корпус(корпуса)).
  • 1990-е: Докучаев Д.А. – реставрация.
  • 1993-1994: Митрофанов В.П. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 1993-1994: Митрофанова Л.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 2013-2014: Сарабьянов В.Д. – реставрация.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Епархия

Патриаршая ставропигия.

Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века

Осада Монастыря польскими интервентами

В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду. Обитель безуспешно осаждали польско-литовские интервенты под предводительством Сапеги и Лисовского А. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий. Они многократно предпринимали попытки штурма. В конце 1609 года в осаждённом Монастыре началась цинга. Во время эпидемии умерли свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности, Монастырь стойко оборонялся. По характеристике самих поляков, он был вооружён «людьми, железом и мужеством». В ходе успешных вылазок осаждённых большое количество людей теряли и поляки. Во время одной из вылазок погиб сын Лисовского Станислав. Узнав о подкопе под Пятницкую башню, защитники возвели напротив подкопа вторую стену. После чего в ходе успешной вылазки взорвали подкоп. 

Снятие осады Монастыря

12 (22) января 1610 года осаду сняли русские войска под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий. Он помогал Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживал дух войска.

Рост авторитета и развитие Монастыря

В результате осады интервенты нанесли Монастырю существенный ущерб. Однако его авторитет вырос. Монастырь стал одним из символов мужества русского народа. Вместе с ростом авторитета увеличились и пожертвования в казну. Монастырские укрепления быстро восстановили. При этом стены надстроили в высоту и увеличили в ширину. Башни обрели дошедший до наших дней облик. Начали строительство новых зданий. Рядом с Духовской церковью возвели большую колокольню. У восточной стены трапезной построили церковь Михаила Малеина (Михеевский храм). Стены трапезной украсили яркой росписью. На месте деревянного дворца Ивана Грозного построили царские хоромы. Около 1640 года выстроили каменный двухэтажный корпус келий. Среди других крупных монастырских сооружений XVII века появились Церковь Зосимы и Савватия, Больничные палаты.

Время процветания обители

Последний раз Монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году. Произошло это во время похода на Москву польского королевича Владислава. Наступило время процветания Монастыря. Количество крестьянских дворов, принадлежавших обители, достигло 16,8 тысяч. Оно превысило число крестьянских владений царя и патриарха. Собственные кирпичные заводы Монастыря обеспечивали непрерывное проведение строительных работ. В окружавших Монастырь прудах монахи разводили рыбу. По берегам водоёмов разбили фруктовые сады, поставили ветряные мельницы.

Монастырь во время Стрелецкого бунта

В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем. Здесь спрятались от бунтарей царевна Софья Алексеевна, царевич Иван и Пётр. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. Именно в Троице-Сергиевом монастыре пытали сторонников Софьи. Отсюда уже полновластным правителем Пётр I уехал в Москву. При нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Так называемая Трапезная церковь. С сооружением новой трапезной формирование архитектурного облика центральной площади монастыря почти полностью завершили. Над восточной стеной Монастыря построили надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи. Соорудили её в 1699 году на средства купцов Строгановых.

Монастырь в начале XVIII века

В начале XVIII века строительство на территории Монастыря замерло. Россия вступила в Северную войну. На военные нужды Пётр I взял из монастырской казны 400 тысяч рублей. Затем начали строительство новой столицы России — Санкт-Петербурга. В этой связи царь ввел запрет на строительство каменных зданий во всей России. Лишь в 1708 году у стен Монастыря развернули строительные работы. Из-за возникшей угрозы проникновения шведской армии вглубь России. По этой причине Москву и близлежащие крепости, в том числе Троице-Сергиев монастырь, решили укрепить. У Успенских и Красных ворот обители соорудили каменные мосты. Под монастырскими стенами появились глубокие рвы и бастионы. Рвы просуществовали до 1830-х годов. А земляные укрепления близ угловых башен сохраняются по сей день.

Отношение к Монастырю после Петра I

Преемники Петра Великого на российском престоле не проявляли большого интереса к судьбе Монастыря. (В отличие от самого императора Петра I). Возникли даже планы переноса обители ближе к новой столице. Однако сбыться им было не суждено. В 1738 году поменяли систему управления Монастырём: его подчинили Духовному совету.

Расцвет лавры

После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета Монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре открыли духовную семинарию. Позднее, в 1814 году, в Монастырь перевели Московскую Духовную академию. Это — одно из крупнейших религиозных учебных заведений России. Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь удостоили почётным титулом лавры. Главой Лавры утвердили Митрополита Московского.

Лавра в годы правления Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна часто посещала Лавру. Каждый её приезд сопровождали фейерверки, пушечная стрельба и пышные трапезы. Летом в Монастыре проводили увеселения. За монастырскими стенами специально соорудили пышный увеселительный дворец Корбуха. Его окружили оранжереями и парком во французском стиле. Строительство развернули и на территории самой обители. Ещё в 1738 году московскому архитектору Ивану Мичурину поручили составить генеральный план монастырской территории. Подготовленный план отправили в Петербург, но утвердили его лишь в 1740 году. Вместе с планом пришёл и проект новой монастырской колокольни, разработанный придворным архитектором Шумахером. Петербургский архитектор предложил разместить колокольню в геометрическом центре главной площади. Однако Мичурин добился переноса места строительства к северу. В 1741 году состоялась закладка колокольни. Её строительство растянулось почти на 30 лет, завершили его лишь в 1770 году. Для новой звонницы прямо на территории Монастыря отлили царь-колокол весом в 4065 пудов.

Монастырь после 1744 года

Перестройка архитектурного стиля обители

Архитектурный стиль монастырских сооружений планировали привести в соответствие вкусам середины XVIII века. Подлежали перестройке многие сооружения Лавры. В 1745 году подготовили альбом перестройки всей территории с подробным описанием монастырских построек. Ускорил работу случившийся 1746 году сильный пожар, уничтоживший все деревянные постройки монастыря. Началась глобальная реконструкция Лавры в соответствии с альбомом 1745 года. Работы эти продолжали до 1789 года. Новый облик монастырских сооружений напоминал внешнее убранство дворцов того времени. Новые здания выкрасили в яркие тона, подчёркивавшие красоту белых и позолоченных лепных деталей. Под стать внешнему декору пышный облик получили интерьеры сооружений. Самую роскошную отделку обрели Царские чертоги. Фасад украсили одинаковыми окнами и галереей на столбах Больничных палат. Некоторые здания (в том числе кузницу и оружейную палату) разобрали.

Оформление древних храмов и территории обители

Перестройка затронула и древние храмы обители. Так, главы Троицкого собора и Духовской церкви заменили на луковичные. Сводчатую паперть Троицкого собора заменили высоким крыльцом. Главы большинства храмов позолотили. На территории Лавры появились дорожки, мощёные белым камнем. Главную аллею — от Святых ворот до Троицкого собора, украсили коваными решётками. Наконец, в 1792 году на главной площади соорудили обелиск с медальонами. Текст в медальонах повествует об истории Монастыря. Кроме того, обелиск использовали как хронометр: на трёх его сторонах разместили солнечные часы.

Бурное развитие Монастыря

В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева лавра стала одним из богатейших монастырей России. Она входила в число самых крупных землевладельцев. К 1763 году, перед крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян. Приумножению богатств Монастыря способствовала активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта). Его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью. Велики были и пожертвования монастыря в пользу русской армии и ополчения. Возрастало значение Лавры как культурного центра. В 1814 году сюда из Москвы перевели Духовную академию, которую разместили в здании Царских чертогов.

Лавра в конце XIX – начале XX вв.

10 января 1895 года открыли Лаврскую типографию. К началу XX века в ведении Лавры, помимо типографии, находились другие объекты. Среди них: две гостиницы на территории Сергиева Посада (старая и новая). Ей же принадлежали мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву). Обитель владела также лавками, конными дворами. У стен Лавры вели бойкую торговлю. Близ Монастыря функционировали торговые ряды, гостиницы и доходные дома. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой лавре приписали некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни Монастыря

Святыни Монастыря привлекали тысячи паломников со всех концов России. Среди них мощи:

  • Преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе).
  • Преподобных Никона и Михея Радонежских, св. Серапиона Новгородского.
  • Митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека.
  • Икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва.

Захоронения знатных людей

В Лавре захоронены представители знатных русских домов:

  • Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие.

Здесь же находится прах деятелей Смутного времени, в частности:

  • князя Дмитрия Трубецкого и Прокопия Ляпунова, князя Андрея Радонежского.

Лавра — место захоронения представителей фамилии Годуновых.

Здесь нашли своё упокоение многие московские и иные архиереи. Среди них:

  • Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский) и Сергий (Ляпидевский).
  • Никон (Рождественский), Сергий (Голубцов), патриархи Алексий I и Пимен.

Сокровища

Многочисленные сокровища хранятся в ризнице обители. Как-то: уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей Монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека. Здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков. Особо ценны уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы.

Настоятели Лавры

Запись «Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад Моск. обл)»  содержат краткую информацию о настоятелях обители. Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были:

  • Митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство.
  • Святитель Филарет Московский, переписывавшийся с Пушкиным А.С. и основавший близ лавры Гефсиманский скит.
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.

ФОТО – Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад)

Справка

Запись «Троице-Сергиева Лавра Часть-2 (Сергиев-Посад Моск. обл)»  продолжает первую публикацию об этой православной святыне. Следующие сведения о Лавре содержатся в записи «Троице-Сергиева Лавра Часть-3 (Сергиев-Посад Моск. обл)».

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.