Цепочка навигации: Главная страница » Монастыри » Высоцкий Мужской Монастырь Часть-1 (Гор. Серпухов)

Высоцкий Мужской Монастырь Часть-1 (Гор. Серпухов)

Содержание

Высоцкий мужской монастырь Часть-1 (Серпухов)

Публикация «Высоцкий мужской монастырь Часть-1 (Гор. Серпухов)» — начало знакомства с православной мужской обителью. Это — одна из старейших на Руси и в Подмосковье мужских обителей. Входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, 110.

Другое название

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь.

Дата основания Монастыря

1374 год.

Основатели

  • Сергий Радонежский.
  • Князь Владимир Храбрый.

Архитекторы

  • Имя первого автора проекта Монастыря, к сожалению, неизвестно.
  • 1970-1982: Свешников Н.Н. – реставрация.
  • 1980-1990: Гаева О.В. – реставрация.

Историческое исповедание

Православие.

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

Основание обители. Первое упоминание

Строительство Высоцкого монастыря было частью программы. Она преследовала главную цель — укрепление границ Рязанского княжества и княжеской резиденции на Оке. Монастырь создавали для защиты от золотоордынских набегов. Основал Монастырь серпуховской князь Владимир Храбрый по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. По приглашению князя преподобный Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришли в Серпухов. Они выбрали место для будущего монастыря. Выбранное место расчистили, и преподобный Сергий совершил на нём молитву. Для строительства обители Сергий по просьбе князя оставил своего ученика. Преподобный Афанасий Высоцкий старший ревностно принялся за строительство. Впервые Монастырь упоминается в Симеоновской летописи XV века.

Монастырь после Куликовской битвы (1380 г.)

В сентябре 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход решил засадный полк. Им командовал серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный Храбрым и Донским. По возвращении с битвы благоверный князь захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов-серпуховичей. В их числе было сорок бояр. Над братской могилой в память великой победы воздвигли белокаменный Собор. Освятили его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной. Рядом соорудили каменную церковь-трапезную для братии в благодарность за молитвенный подвиг. Ныне место погребения воинов можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.

Высоцкий монастырь в последующие времена

В последующие времена Монастырь неоднократно подвергался нападениям и разграблениям и разорениям со стороны врагов. Так, В августе 1382 года хан Тохтамыш двинулся на Русь. Первый удар принял Серпухов и Высоцкий монастырь: захватчики их ограбили и разорили. В 1408 году, после набега хана Едигея, Монастырь вновь подвергся разорению. Весной 1571 года обитель вновь разорил крымскотатарский хан Девлет-Гирей, грабя и оскверняя храмы. В феврале 1610 года Монастырь сожгли войска польского полковника Млоцкого А. Однако каждый раз обитель восстанавливали, после чего в ней продолжалась полнокровная монашеская жизнь. И в дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова. Город и обитель часто подвергались нападению неприятелей. Под стенами Монастыря часто устраивали смотры войск. На них обычно присутствовали цари, великие князья, многочисленные бояре и воеводы. Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь.

Дальнейшее расширение и развитие Монастыря

В XVI веке в Высоцкой обители построили Никольский и Сергиевский храмы. Соорудили придел в честь Рождества Богородицы, галерею вокруг собора. Монастырь развивался и богател. Уже к середине XVI века к Монастырю приписали четыре погоста, 89 деревень, Высоцкий бор. В 1556, 1571 и 1574 годах обитель посещал царь Иван IV Васильевич Грозный. Он весьма благосклонно относился к данной обители. Ещё в 1542 году царь Иван Грозный издал грамоту. В ней он утвердил за Монастырём ряд прав и привилегий. В частности, права суда над крестьянами в своих вотчинах. Монастырь получил права на добывание железной руды на монастырских землях и на охрану монастырских лесов. На основании Царской грамоты 1570 года с лавок монастырских крестьян не взимали пищальные деньги. Льготной грамотой 1572 года разорённый Монастырь освободили от уплаты налогов и податей на пять лет.

Помощь Монастырю от царских семей, князей и бояр

Финансовая помощь и щедрые пожертвования Монастырю регулярно поступали и в период царствования других монархов. С воцарением на престоле Михаила Фёдоровича Романова для обители настало время благоденствия и возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле. Особенно щедра была царица Наталия Кирилловна, мать императора Петра I. К концу XVII века на пожертвования Нарышкиных и других вкладчиков многие храмы и иконостасы обновили. Пополнили пожертвованиями богатейшую ризницу и библиотеку редких книг. В 1627 и 1628 годах патриарх Московский Филарет пожертвовал книги, деревянный резной крест и деньги. Вкладчиками Монастыря были землевладельцы Серпуховского и соседних уездов. В их числе: князья и бояре Воратынские, Ахамашуковы-Черкасские, Засекины, Лобановы-Ростовские, Лыковы, Сонцовы. В это число входили Патрикеевы, Тутолмины, Шишкины, Бутурлины, Воейковы и другие. На средства царского стольника князя Засекина О.В. в 1697 году устроили иконостас Покровского храма.

Сооружение каменных стен с башнями

К концу XVII века Монастырь обзавёлся каменными стенами с башнями. Средства на их сооружение  в 1647 году обители пожертвовал царь Алексей Михайлович.

Обитель в XVIII веке

Со второй половины XVIII века в царствование императрицы Екатерины II провели церковную реформу. По указу 1764 года о секуляризации церковных владений Монастырь лишился своих вотчин. Его перевели на государственное содержание по штату и на пожертвования прихожан. Благосостояние обители резко упало. К тому времени в обители проживали архимандрит Иннокентий и 70 насельников. Кроме них — 57 человек приказных и разных служителей, 22 военных инвалида.

Монастырь в XIX веке

С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти. Реставрировали старые храмы, строили новые. Поток паломников увеличился. В Монастыре открыли школу для мальчиков, больницу.

Сооружение колокольни Монастыря

Около 1840 года в Монастыре соорудили трёхъярусную колокольню (взамен старой, рухнувшей от времени). Во втором ярусе которой в то время расположили храм. Его освятили во имя Трёх Святителей и Учителей вселенских. (Учителя вселенские — Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст). Освящение этой церкви в 1843 году совершил митрополит Московский Филарет.

Расширение Покровской церкви

В 1872 году расширили Покровскую церковь. Сделали это за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. (Ранее этот придел существовал при монастырской больнице, здание которой разобрали).

Храм во имя Афанасия Афонского и Сергия Радонежского

В 1878 году Монастырь отмечал своё 500-летие со дня основания. В память об этом событии над местом погребения преподобного Афанасия младшего воздвигли величественный храм. Его освятили во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. Новый храм соорудили вместо старой деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных.

Храм во имя Всех Святых и ризница

В 1896 году в обители соорудили ещё один храм с семейной усыпальницей храмоздателя. Освятили его во имя Всех Святых. Храм возвели на средства фабриканта Николая Коншина. Построили его в византийском стиле по проекту архитектора Романа Клейна. В Монастыре имелась богатейшая ризница, располагавшаяся в Зачатьевском соборе над Никольским храмом.

Монастырь в советские времена

В ноябре 1918 года обитель заняла 4-я рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под стенами Монастыря латышские стрелки расстреливали заподозренных в дезертирстве и пособничестве старой власти. После ухода Латышского полка часть Монастыря отошла под лагерь. В нём содержали под стражей пленных и лиц, заподозренных в сочувствии к царской власти. В небольшой части монастыря насельники продолжали вести церковные службы. Летом 1924 года их проводил даже патриарх Тихон, посетивший Монастырь.

Закрытие Высоцкого монастыря

В 1928 году светские власти закрыли Высоцкий монастырь, за исключением Покровского собора. В Соборе, как в приходской церкви, совершались богослужения. Многих монахов в 1928—1931 годы арестовали и они отбывали наказания в разных лагерях. В 1931 году Монастырь полностью прекратил свою деятельность. Архитектурный ансамбль обители использовали, как и другие бывшие монастыри. В течение 50 лет светские власти здесь размещали различные организации и учреждения. Были здесь казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для скота. За это время разрушили три башни и большую часть стен.

Упадок и разрушение Монастыря

Монастырский комплекс ветшал. В 1960-х годах в нём начали ремонтные работы. В ходе их проведения в 1967 году снесли храм преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. Уничтожили храм «как не имеющий исторической и культурной ценности». 

Возрождение Высоцкого монастыря

25 марта 1991 года Священный синод Русской православной церкви принял важное решение. Об открытии и возрождении Высоцкого мужского монастыря в Серпухове. Первые службы проходили в маленькой церкви во имя Трёх Святителей. Единственным храмом, пригодным для зимнего богослужения, оказался Никольский храм XVI века. Примечательно, что в советское время власти использовали его под пилораму. В 1992 году начали работы по восстановлению Покровского храма. 24 сентября 1994 года были обретены святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В начале 1996 года начали восстановительные работы в Сергиевом храме. В 1998 году в отреставрированном корпусе освятили домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». С 2001 года начали восстановительные работы в храме во имя Всех Святых.

Изменение статуса Монастыря

17 июня 2021 года Священный Синод вынес важное решение. Он постановил преобразовать действующий на территории Подольской епархии Высоцкий мужской монастырь в ставропигиальный. Монастырь перешёл в прямое подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

Статус Монастыря

Высоцкий мужской монастырь – действующая православная обитель. Является объектом культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. Находится под охраной государства.

ФОТО – Высоцкий Мужской Монастырь Часть-1

Справка

Публикация «Высоцкий Мужской Монастырь Часть-1 (Гор. Серпухов)» — первая запись об этой древней мужской обители. Для продолжения знакомства с данным Монастырём перейдите по ссылке: Высоцкий мужской монастырь Часть-2 (Серпухов).

С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.

Поделитесь в соцсетях!

Возможно Вас заинтересуют:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.