Пятницкое Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Православное Пятницкое Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – одно из представительств святыни в Московской области. Находится вне стен обители с её юго-восточной стороны. Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 127, 130.
Полное наименование
Православная религиозная организация Пятницкое Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви, г. Сергиев Посад Московской области.
Церковное управление Подворьем
Подворье находится под начальственным наблюдением и высшим руководством Патриарха Московского и всея Руси. Под руководством Наместника Ставропигиального мужского монастыря и Настоятеля данного Подворья. Настоятель Подворья назначается Патриархом по представлению Наместника монастыря.
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Местонахождение храмов Пятницкого подворья
У подножия холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра, находятся две церкви Пятницкого подворья. Это небольшие старинные церкви: Введения Пресвятой Богородицы (Введенская) и мученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая). Введенская и Пятницкая церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Они расположены в непосредственной близости от Лавры, на месте, которое в старину называлось «Подолом». На месте многолюдном и оживленном. Именно здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.
Назначение Пятницкого подворья
Обе упомянутые церкви построили в XVI веке. Соорудили их на месте, где ещё при первых преемниках преподобного Сергия существовала богадельня. На протяжении пяти веков Пятницкое подворье не раз меняло свое назначение. В разное время здесь размещали мужской монастырь, женскую обитель, приходские церкви. Одно время Подворье использовали даже как тюрьму и место ссылки нерадивых монахов. После революции 1917 года светские власти устроили в храмах мельницу и склад зерна. В XVII веке на Пятницком подворье прославился чудесами местный список Казанской иконы Божией Матери.
Завет преподобного Сергия Радонежского
Уместно напомнить, что преподобный Сергий Радонежский был заступником и помощником нищих, странников и недужных. Епифаний Премудрый записал в житии завет преподобного. Цитата: «Он заповедал насельникам обители давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим…» Он говорил: «Если вы сохраните мою заповедь без роптания, то получите награду от Господа. И по моем отшествии от этой жизни обитель процветет. И нерушимо простоит многие годы благодатью Христовою».
Появление богадельни и деревянной церкви
Исполняя эту заповедь, преемники преподобного Сергия поставили у стен монастыря сооружение. Это была особая богадельня для нищих и странников. Первые упоминания о деревянной Введенской церкви на подоле возле Троицкого монастыря встречаются в старинных документах. Датированы они концом XV и началом XVI веков. Особый «богадельный монастырь» по форме был чем-то средним между приходской церковью, иноческой обителью и богадельней. В Введенской церкви служили приходские священники. Но попечение о живущих здесь нищих и больных осуществляли иноки под присмотром особых «подольных старост».
О деятельности преподобного Иосифа Волоцкого
В 1478 году в Троице-Сергиевом монастыре побывал преподобный Иосиф Волоцкий. По образу богадельного монастыря у стен Лавры святой Иосиф впоследствии создал такой же приют. При своем монастыре. Построил странноприимный дом за стенами Волоцкой обители. При нём организовал церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта странноприимница тоже получила название «богорадного монастыря».
Каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы
Ныне сохранившуюся каменную церковь Введения Пресвятой Богородицы построили в 1547 году. Об этом свидетельствует историческая запись: «Лета 7055 поставлен храм камен в подоле Введение святыя Богородицы. А ставил её Иван Хабаров». Храмоздателем был боярин, пострадавший в царствование Ивана Грозного. Князь Курбский А.М. весьма лестно отзывался о Хабарове. Называл его «мужем искусным в книжном разуме, мало радевшем о своих сокровищах и утешавшемся благочестием». Впоследствии боярин Иван Хабаров принял постриг в северном Кирилловом монастыре. Однако иноческие ризы не спасли его от жестокой расправы. Его убили вместе с единственным сыном, а все имущество передали в казну.
Появление второй каменной церкви и монастыря
В том же 1547 году на подоле построили рядом вторую каменную церковь. Освятили её во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Введенская церковь осталась для мирян – жителей подмонастырской слободы. А новая Пятницкая стала местом отдельной молитвы монахов. С этого времени богадельня из подольных храмов переместилась на новое место. А здесь образовали Пятницкий мужской монастырь.
Две обители
Сохранилось много документальных свидетельств о существовании монастыря во второй половине XVI века. Многие завещатели желали, чтобы их похоронили в Троицкой обители. И обязательно уточняли, в каком именно из двух монастырей. они хотели бы найти последнее пристанище. Троицкую обитель они именовали «большим», «верховным» или монастырем «на горе». А Пятницкий монастырь – «малым», «подольным», «под горой».
Разрушение Пятницкого монастыря
Во время нашествия поляков и осады лавры в 1608-1610 году Пятницкий монастырь сильно пострадал. Каменные здания сохранились, но поляки разрушили главы Введенской и Пятницкой церквей. Разломали ограду, сожгли деревянные иноческие кельи. Почти всех старцев Пятницкого монастыря (около двадцати человек) – убили.
Восстановление Пятницкой обители
После Смутного времени опустевший Пятницкий монастырь восстановили, но уже в качестве женской обители. До нашествия поляков в окрестностях действовали два девичьих монастыря – в Хотьково и в селе Подсосеньи. Обе обители захватчики разорили, однако сестры из них смогли укрыться за стенами Лавры. Они-то и стали первыми насельницами Пятницкого монастыря, который воссоздали в качестве женской общины. Впоследствии в Пятницкую обитель стали поступать и другие благочестивые девицы и вдовы. В их числе была родная сестра знаменитого игумена Троицкого монастыря Дионисия — инокиня Евфросиния.
О Казанской иконе Божией Матери
В XVII веке в Пятницком монастыре прославилась чудесами Казанская икона Божией Матери. В 1647 году троицкий слуга Михаил Богданов сильно заболел. Жена отвезла его в город Вязники к чудотворной Казанской иконе. Написал икону инок Николо-Шартомского монастыря Иоаким. Богданов вернулся в Сергиев Посад с копией чудотворной иконы. Поставил её в Введенской церкви Пятницкого монастыря. Когда перед образом Пресвятой Богородицы отслужили молебен, Богданов получил исцеление. Также исцелился страдавший немотой слуга Богаднова Павел Борисов. От головной боли избавился троицкий слуга Иван Желтухин, от бесовских видений – старец Дионисий.
Перемещения почитаемой иконы в Введенскую церковь
До 1650 года чудотворный список Казанской иконы Божией Матери находился в Введенской церкви. Затем его перенесли в соседний Пятницкий храм того же Подольного монастыря. Инок Лука, служивший здесь пономарём, перенес чтимый образ из иконостаса в алтарь. Этим он сильно опечалил прихожан. Тех Лука лишил возможности взирать на икону и поклоняться ей в храме. Впоследствии инок Лука, исполняя волю явившегося видения Казанского образа, возвратил икону из алтаря в иконостас. Прихожане вновь получили возможность поклоняться чтимому образу.
Перемещение почитаемой Казанской иконы в Москву
В 1654 году по указу патриарха Никона чудотворную Казанскую икону Пятницкого монастыря привезли в Москву. Совершили это для молебствия об «утешении гнева Божия во время морового поветрия». По-видимому, с того времени Казанский чудотворный образ так и остался в Москве. В Сергиев Посад его не вернули.
Новое назначение храмов Пятницкой обители
В 1660 году сестёр Пятницкой обители перевели в Хотьковский монастырь. Опустевшие храмы на подоле получили новое неожиданное назначение – стали местом заточения преступников. Тюрьмой, видимо, служил глубокий каменный подвал Введенский церкви. Он состоял из трёх камер с окошками и общей дверью. В народе сложилась легенда. Она гласила, будто в склепе Введенской церкви бывшего Пятницкого монастыря был заключен сам Степан Разин. Инок Арсений в сочинении 1894 года приводил строки из народной песни:
«У Троицы было у Сергия под горой,
За каменною за белою стеной,
Стояла там темная темница.
А во той ли темной темнице
Сидел там удалый молодчик,
По имени-прозванью Стенька Разин.»
Место ссылки нерадивых иноков
Тюрьма просуществовала в стенах Пятницкого подворья около двадцати лет. На Московском соборе 1681 года приняли новое решение. Постановили: обратить бывшую обитель у стен Троице-Сергиева монастыря в место ссылки нерадивых иноков. Принимая такое решение, церковные власти имели в виду иноков из Москвы и других городов. Которые «ходят по кабакам и по корчмам, и по мирским домам…» «…Упиваются до пьяна и валяются по улицам…».
Подольные храмы в последующие времена
В XVIII столетии у древних подольных храмов появились приделы. Придел в православном храме — пристройка к храму или специально выделенная часть основного здания. (Обычно придел размещали с южной и/или северной его стороны). Пристройка предназначалась для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Так, у Введенской церкви появился придел равноапостольных Константина и Елены (1729). Пятницкую церковь дополнил придел архангела Михаила (1769).
Историк Снегирев Н.М. предполагал, что Константино-Еленинский придел могли соорудить по конкретному событию. Её воздвигли в память о несохранившейся деревянной церкви святых Константина и Елены. По преданию, эту древнюю церковь соорудила царица Елена Глинская. Сделала это в благодарность небесной покровительнице за дарование сына Ивана. Как известно, Ивана Васильевича (Грозного) крестили в Троице-Сергиевом монастыре на десятый день после рождения.
В середине XVIII века
В середине XVIII века Подольные церкви вышли из ведения Лавры и стали приходскими. Новый Введенский приход Клементьевского благочиния просуществовал до марта 1896 года. После чего обе церкви возвратили Лавре.
После революционных событий 1917 года
21 октября 1919 года Свято-Троицкую Сергиеву Лавру закрыли, братию монастыря из обители изгнали. Часть монахов перебралась в Гефсиманский скит, где была создана рабоче-трудовая артель. Часть же монахов осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая Лавра». А ещё раньше, в начале весны 1919 г. вышел декрет о закрытии Московской духовной академии. Помещения Академии заняли Электротехнические курсы. Оставшихся без храма академическую профессуру и студентов приняли на Пятницком подворье Лавры. Там продолжили чтение лекций. В ежедневном богослужении принимало участие академическое духовенство. Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до 1928 года здесь совершали уставные монастырские богослужения. В 1928 году Введенскую и Пятницкую церкви закрыли. В 1931 году в Пятницком храме организовали мельницу, а во Введенском – склад зерна.
Возвращение храмов Лавре и их возрождение
8 августа 1991 г. Введенская, Пятницкая церкви и Пятницкий колодец возвратили Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в полуразрушенном состоянии. После чего начали кропотливо проводить масштабные работы по их восстановлению, реставрации и возрождению.
Пятницкое Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сегодня
Введенская церковь и Церковь Параскевы Пятницы находятся с юго-восточной стороны, вне стен Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Начиная со Страстной Седмицы 2013 года в этих храмах Пятницкого подворья совершаются ежедневные богослужения. Начало вечернего богослужения – 17:00, Божественной Литургии – 8:00. По воскресным дням ранняя Божественная Литургия, как правило, совершается во Введенском храме; начало – 6:30. В Пятницком храме по воскресеньям в 9:00 совершается общий либо водосвятный молебен. Поздняя Божественная Литургия начинается в 9:30. Храмы Подворья живут полноценной церковной жизнью.
Архитектурные особенности храмов Пятницкого подворья
Введенская церковь Пятницкого подворья привлекала особое внимание дореволюционных и советских историков. Быковский К.М., Потапов А.А. и Машков И.П. придерживались единого мнения. Они относили Церковь по устройству плана к типу новгородского одноглавого храма. Они сравнивали Введенскую церковь по архитектуре с церковью Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры (1559).
Статус храмов Пятницкого подворья в Сергиевом Посаде
Ныне Введенская церковь и Церковь Параскевы Пятницы – действующие православные храмы. Объекты культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения.
ФОТО – Пятницкое Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Справка
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.