Преображенский собор в Спасо-Ефимиевом монастыре (Суздаль)
Православный Преображенский собор в Спасо-Ефимиевом монастыре (Суздаль) – главный храм древней мужской обители. Составная часть архитектурно-музейного комплекса в северной части Суздаля, на левом берегу реки Каменки. Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Ленина, 135, корп. 2.
Другие названия
Собор Преображения Господня в Спасо-Евфимиевом Суздальском монастыре. Спасо-Преображенский собор. Спасопреображенский собор. Спаса Преображения собор. Спасский собор.
Дата основания
1352 год.
Дата постройки последнего здания
1593-1596 гг.
Архитекторы
- Имя автора (авторов) первоначального проекта Собора, к сожалению, неизвестно.
- 1689: Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н.) – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Предыстория
Первоначальные деревянные постройки Монастыря не сохранились. Нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады Монастырю пожаловали великий князь Василий III, его сын Иван, князья Пожарские и другие.
Появление Собора
Собор появился в XVI веке. Его возвели на месте сгоревшей деревянной церкви Спаса Преображения. В 1507—1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиева монастыря. Возвели церковь над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к этой церкви пристроили здание большого четырёхстолпного собора. А Спасскую церковь переименовали в Евфимиевский придел. (Данный придел находится с юго-восточной стороны Преображенского собора).
Архитектурный стиль Собора
Спасо-Преображенский собор выполнили в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля XII—XIII веков. Поначалу он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующие столетия его внешний облик несколько исказили.
Перестройки Собора
В XVIII веке вокруг стен собора выстроили галерею. А во второй половине XIX века с севера к нему пристроили придел Сергия Радонежского. В результате этих изменений облик собора заметно изменился. Его южный притвор стал частью паперти, вместе с новым приделом окружившей храм с трёх сторон.
В XVII веке собор украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украсили аркатурно-колончатым поясом. Выполнили его в традиционном для владимиро-суздальской архитектуры форме по периметру здания с растёсанными позднее окнами. С восточной стороны к Собору примыкают алтарные апсиды. Апсиды имеют гладкие стены с глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчали пятью барабанами с луковичными куполами. Два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезали узкими высокими окнами и украсили каменной резьбой.
Интерьер Собора
Пространство в интерьере собора организовано четырьмя мощными столпами и глубокими алтарными апсидами. Роспись выполнила в XVII веке артель художников под руководством Гурия Никитина. Во второй половине XIX века фрески Никитина поновили. А в конце 1970-х годов начали кропотливую работу по раскрытию первоначальной росписи. Ныне в центральном куполе храма находится традиционная для костромских мастеров композиция «Отечество». Роспись стен и столбов опоясала весь храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе изображения деяний апостолов. Остальные три яруса посвятили евангельской биографии Христа. Многофигурные композиции разместили на фоне всевозможных пейзажей и причудливых архитектурных сооружений. Большинство из них снабдили подписями. В нижней части столбов со стороны алтаря мастера поместили изображения первых царей династии Романовых. Здесь можно увидеть образы Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Художники изобразили их в светящихся нимбах среди библейских царей Давида и Соломона. Рядом — лики русских канонизированных князей Владимира, Бориса и Глеба и Всеволода Большое Гнездо.
Росписи стен Ефимиевского придела
Стены Евфимиевского придела иконописцы расписали сценами жития святого Евфимия. Среди них знаковая сцена — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.
Престолы Собора
Ныне их в Соборе три:
- Преображения Господня (главный).
- Сергия Радонежского.
- Евфимия Суздальского.
Статус Собора
Ныне Преображенский собор – главный действующий православный храм мужской обители. Одновременно является музеем. Неотъемлемая часть Монастыря — объекта культурного наследия народов Российской Федерации федерального значения. Вместе с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля Собор входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь монастырский ансамбль (включая Собор) входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
ФОТО – Спасо-Евфимиев Суздальский мужской монастырь
Справка
С полным перечнем авторских публикаций по тематике данного блога можно ознакомиться на странице КАРТА САЙТА.